О ПАЦИФИЗМЕ КАК РАЗНОВИДНОСТИ КАПИТУЛЯНСКОГО СОЗНАНИЯ
я впервые написал в 2019 г., используя в качестве материала для размышления цитаты из А. Кожева. Текст родился как рецепция клипа О. Арефьевой «На хрена нам война». Пост не был отмечен ни одним лайком, что подтверждает мою старую формулу «чем круче пост, тем меньше лайков».
https://vk.com/wall207441434_4059
Я уверен, что в контексте текущих событий пацифисты данного разлива заиграли этот клип до дыр, до состояния ваты в ушах. По этой причине выскажусь более прозрачно: из диалектики Раба и Господина А. Кожева само собой следует, что есть два вида пацифизма — ПОБЕДИТЕЛЯ и ПОБЕЖДЕННОГО. О первом спел Окуджава: «С войной покончили мы счеты / Бери шинель, пошли домой!». О втором поет Арефьева: «На хрена нам война, / пошла она на…»
В пацифисткой версии Окуджавы выполнено главное условие: война закончилась победой. Наступила весна – символ обновления и мира. За этим ходом мысли стоит библейская тема распределения времени, о котором сказано: «Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить» Лк. 9,21; 1 Кор. 6, 12; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» Сир. 20, 6; Лк. 9,21
Но у пацифизма общества потребления другие песни:
«Я видела как старый солдат и матрос
Бросили свой корабль и свой пост
"на хрена нам война
Пошла она на!" –
Сказали старый солдат и матрос».
Это пацифизм власовцев — дезертиров и предателей, бегущих с поля боя.
Отсюда эта пляска на костях под музыку-регги и кадры героического прошлого: «Мундир из дыр, командир-Мойдодыр / Хватит этой кровавой борьбы за мир» и т.п. А чем закончилось это бегство c фронта в 1917 г. все помнят – кровавым разгулом гражданской войны. А чем бы оно закончилось в 1941-1942-м надо рассказывать?... Не даром телеканал «Дождь» проводил свой скандальный опрос на тему, следовало ли держать оборону Ленингада, и не лучше ли было бы сразу сдаться… Вот вам и весь пацифизм – пацифизм предателей.
Ну, Ок, допустим, услышали этот призыв, подняли лапки вверх, побежали, а куда спросили? Есть два направления бегства. Первое всем известно — поближе к зарубежным счетам и недвижимости. А другим куда? «Дома жена и бутылка вина... » — поет нам Арефьева. В теплую-пьяную постель то бишь. Вот альтернатива! — хуторянская, а точнее, сингулярно-потребительская.
А вот Исаковский в 1945 г. написал:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
<…>
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил..."
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
И это другой пацифизм – пацифизм исполненной трагической судьбы.
«Хватит этой кровавой войны за мир!» — талантливо зажигает Арефьева свой пламенный тезис. Только вот не понимает она, что мирной борьба за мир бывает только после кровавой войны. Так что знаем, откуда уши торчат у этого пацифизма. Еще Окуджава угадал в 1975-ом:
В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.